В Алуште на неделю по техническим причинам приостанавливали выдачу социальных карт. Сейчас работа возобновлена
После корректировки списков потенциальных получателей социальной помощи и оптимизации списка пунктов выдачи соцкарт руководители города обещают, что в ближайшее время карты, дающие право на льготные покупки и оплату услуг, получат все алуштинцы, которые в такой поддержке нуждаются. Всего в регионе их более 10 тысяч человек, то есть каждый пятый алуштинец.
Люди уже успели воспользоваться картами и оценить, насколько ощутима для их бюджета социальная льгота. Большинство опрошенных жителей Алушты пользуются картой каждый день, многим не пришлось менять привычные места совершения покупок (сети супермаркетов, магазины, павильоны, реализующие продукцию определенной торговой марки, зачастую местного или республиканского производства, а также аптеки).
Каждый владелец карты уже убедился, насколько ниже станет цена на определенный товар, сколько можно будет таким образом сэкономить. Именно экономическая, а не социальная составляющая выходит здесь на первый план.
Александр Далецкий, врач-психиатр Алуштинской больницы, получивший карту в категории «молодой специалист сферы медицины, проработавший в отрасли после окончания университета менее трех лет»:
– Мы с коллегами уверены, что в отношении молодых специалистов сферы здравоохранения и образования, как и других людей, которые нуждаются в поддержке, это первый, но не последний шаг. Социальной картой я буду пользоваться, оценить ее значение и необходимость, думаю, смогу через пару месяцев.
Но в целом все оказалось не так просто. Как показывают наблюдения, нередко пользователи социальных карт оказывались перед совершенно ненужным выбором: приобретать привычный дешевый продукт, но без социальной скидки, либо покупать подобный, но дороже, при предъявлении карты. Такие условия выставили некоторые магазины – участники проекта.
Светлана Гураш, пенсионерка, инвалид II группы:
– По социальной карточке я покупаю в основном продукты, за покупками хожу в «Фуршет» и другие большие магазины. Даже на не очень дорогом товаре скидка получается 50-75 копеек, это удобно. Но вот в чем оказалась проблема: к примеру, когда я покупала в супермаркете только хлеб, скидку мне не дали, ответили: «Это не социальный сорт». На мою просьбу уточнить, какой же сорт социальный, и продавец-консультант, и кассир ответили, что у них все в компьютер занесено и «на память» никто сказать не может. А чтобы узнать, нужно купить несколько сортов хлеба – вдруг среди них попадется тот самый «социальный». Также не распространяется скидка на многие фрукты, овощи, даже на такие, как картошка и болгарский перец, которых летом много.
Ольга Перова, пенсионерка, инвалид I группы:
– Социальную карту я получила сразу, без проблем и без очереди. Вместе с карточкой мне выдали информационный листок со сведениями о магазинах, где я могу получить скидку. Но вот, к примеру, на такие всегда нужные продукты, как хлеб, яйца, льгота не предоставляется. Хотелось, чтобы социальная скидка, если она есть, была на все товары, и мне не нужно было думать, что я не могу купить.
С начала проекта «Социальная карта крымчанина» как его участники, так и организаторы, столкнулись с рядом проблем. Например, некоторые привычные товары из «потребительской корзины» оказались без скидок. В магазинах и торговых павильонах не принимали карты для осуществления льготной покупки, за прилавками образовывались очереди. Не имея кассового аппарата либо специальной программы по считыванию индивидуального кода карты, продавцы вынуждены были вручную записывать их номера в специальный журнал.
Ситуацию прокомментировал управляющий делами исполкома горсовета Виктор Фрадкин:
– Проект «Социальная карта крымчанина» реализуется в нашем регионе впервые, ранее подобных инициатив в Крыму не было. И понятно, что опыт только нарабатывается.
В этом проекте участвуют три стороны: власть, бизнес и граждане, которые нуждаются в поддержке. В Алуште в проекте участвуют 16 предприятий разной формы собственности, владельцы 26 объектов торговли и услуг, в том числе в селах и пос. Партенит. Поддержку предприниматели оказывать готовы, но их работа требует контроля и корректировки.
Я лично был в «Фуршете» и убедился: здесь недостаточно информации о социальном проекте. В сети «Фуршет» 17 000 наименований товаров, из них по социальной карте можно купить 4000, кроме товаров, цены на которые подлежат государственному регулированию: хлеб, алкоголь, акцизные товары (они не продаются по скидке программы СКК). Не предоставляется социальная скидка и на акционные покупки. Со стороны руководства «Фуршета» понимание обеспечено, и проблема маркировки товаров, которые проходят по программе «Социальная карта крымчанина», будет решена в течение недели – предприниматели обещали.
Татьяна Попова