Будущие педагоги пойдут в школы из любви к детям, а сейчас учатся их понимать
В канун Дня учителя «редакция» отправилась на факультет славянской филологии и журналистики ТНУ, где готовят преподавателей одной из самых важных школьных дисциплин – русского языка и литературы. Мы хотели узнать, какие они, будущие наставники детей и каким должен быть современный хороший учитель. Студенты рассказали, как на выбор профессии влияет любовь к детям и маленькая зарплата, а их лекторы о том, что подопечные много читают, но пишут с ошибками.
Путь на факультет лежит через университетский ботанический сад – будущие «русички» получают образование в атмосфере красоты и всеобщей гармонии. На лавочке напротив двухэтажного здания факультета щебечет стайка студенток. Джинсы, трикотажные кофточки, легкий макияж.
– Девочки, а кто будущий учитель?
И тишина. Из двадцати опрошенных десять еще не решили, кем хотят быть (а ты учи их бесплатно, государство!), пятеро стать учителями точно не хотят, трое – может быть, если удачно сложатся обстоятельства, и только две девушки закивали: «Да, я буду учителем. Если, конечно, смогу».
– Закончу универ, поработаю, если все будет устраивать – останусь, – говорит первокурсница Вика Парфенова. – Сейчас очень много детей говорят неправильно, неправильно ставят ударения, и я хочу, чтобы это поколение говорило грамотно, красиво. Зарплата не пугает, заведу какой-то бизнес, а преподавание будет увлечением. Я очень люблю детей, они такие... безгрешные. Хочу работать на пятых классах, это сложный, переходный возраст, их надо настроить на позитивную волну.
В свои 17 Вика рисует портрет идеального учителя: общественник, интересующийся, чем живут дети, требовательный и строгий.
– Если ребенок не слушается, надо поговорить с ним наедине, спросить, что его волнует, – отвечает она на вопрос, как будет справляться с учениками-хулиганами.
Оставив Викторию наедине с ее конспектом, заходим на филфак. Аудитория полна студентами, первый курс будущих педагогов метит в журналисты, политологи и «удачно выйти замуж». Тихая скромница Эльмаз Элфимова вроде и не против работать в школе, но ее пугают возможные трудности.
– Вдохновляют дети. Хочется сделать что-то хорошее для общества, быть уважаемым человеком. Но и денег заработать, и такая тяжелая профессия, – размышляет она.
Однокурсник Эльмаз для себя решил: как получится.
– Разве что работать с детьми постарше, младшие классы это взрыв мозга, – округляет глаза Арсений Бузни. – У меня бабушка работает учителем, я сам недавно из школы, так что все видел и знаю. И я бы работать в школе не хотел. На практику мы все равно все пойдем, а там видно будет.
Звенит звонок, к первокурсникам спешит преподаватель устного народного творчества Сергей Минчик – он закончил этот вуз семь лет назад и остался здесь работать из любви к науке.
– Они разные. Не умнее и не глупее нас, просто другие, – говорит он о своих студентах. – Готовы скорее не к академическому образованию, а к требованиям времени, в котором живут. У нас образование заскорузлое и архаичное, все еще пытаемся воспитать студентов в прошлой системе координат. Учителя должны получать навыки, которые ученикам интересны.
Но и не все, по мнению Сергея Сергеевича, придя на этот факультет ставят себе цель работать по специальности: идут ради диплома и, даже попав в школу, стремятся поскорее найти другую работу, потому что мало платят.
– Трудно заниматься делом, которое не нравится. Когда дело любишь, оно получается хорошо вне зависимости от того, насколько оно сложное. А студенты теперь хотят быть «белыми воротничками» и не особенно пачкаться при работе. Хотя, если им объяснить, что деньги там хорошие, будут готовы и попачкаться, – лукаво улыбается молодой преподаватель и уходит к «своим детям». Зато только что закончил пару его коллега с 29-летним стажем, старший преподаватель кафедры русского, славянского и общего языкознания Сергей Кузьменко. Студентов он наставляет в лексикологии, орфографии, стилистике и культуре речи. Признается: его ученики, они же будущие учителя, приходят на факультет зачастую «нулевыми».
– Не знают даже, сколько в русском языке падежей! Раньше при поступлении сдавали экзамен, теперь тесты, а это легче. Нет, сейчас много умненьких детей, они могут сказать, когда что как произошло. А почему произошло – никто не знает. Их совсем не учат думать, – сокрушается Сергей Анатольевич. Молоденькие учителя, уверен он, совершают ошибку, чересчур усложняя предмет или, наоборот, посадив весь класс себе на шею.
– Современный педагог должен быть в первую очередь хорошим методистом. Русский язык великий и могучий, упрощать его правила нельзя, но помочь человеку их понять не так и сложно. Молодой преподаватель вооружен знаниями, у него только нет опыта и взять, кроме работы, негде, это приходит с годами. Ну и ничего страшного, если маленькие бармалейчики посадят учителя в калошу. Вылезет. Или вот: молодой педагог ведет урок, а дети не выучили. Он задает им вопросы и сам на них отвечает. Так нельзя. Не бойтесь наказать их двойками раз, второй, и начнут учить.
Кроме невысокой зарплаты перед современными учителями возникает и еще одна задача: понять современных детей. Преподаватель истории зарубежной литературы Наталья Жукова к своим студентам относится как к равным и тому же учит их в общении с школьниками.
– Дети сегодня взрослее, часто житейски мудрые. Мы смотрим на них свысока, как на неразумных, поучаем. Надо даже с маленьким перестать сюсюкать, они чувствуют себя личностями, а в школе личность нивелируется. Задача учителя – ребенка раскрыть и помочь ему понять себя, – говорит Наталья Дмитриевна. Преподаватель верит, что нынешние студенты, если захотят стать учителями, смогут, потому что они ближе к современным детям.
– Ну да, безграмотные, русской классики не знают, – улыбается она. – Но много читают современной литературы и философских книг. Их интересуют проблемы, которые нас не интересовали в их возрасте. Они еще помнят, как были детьми.
В факультетских коридорах мы случайно встретили пятикурсницу – у них сейчас школьная практика.
– Стать учителем хотела бы, – говорит Ольга Кузьменко. – Чувствую, что мое, а все остальное сгладить можно. Но сами знаете, зарплата низкая, останавливает только это. Еще подумаю.
На фото: Симферополь, 5 октября, филфак ТНУ. Филологов ждут в школах с распростертыми объятиями. Эти дети учить других детей хотят только за большие деньги.