Пофигизм по-крымски: торгуем луком на проезжей части

Дороги полуострова – особенно ялтинская трасса – оккупированы стихийщиками. Имеют ли они право торговать в заездных карманах? «редакция» нашла ответ.

Корреспондент «Газеты» по пути из Симферополя в Ялту убедился, что практически в каждом заездном кармане стоят торговцы. Некоторые из них не гнушаются даже улавливающими тупиками, что может привести к трагедии. Имеют ли нелегальные реализаторы право там торговать? Оказалось, нет, и это наказуемо как органами по контролю за торговлей, так и сотрудниками ГАИ!

Документы есть. Но не с собой и не те

25 июня, вторник, трасса перегружена. Поток машин просто бесконечный. В каждом свободном заездном кармане – точки по продаже ялтинского лука, меда или еще какой-то истинно крымской продукции: натянутое на некую металлическую конструкцию одеяло или простыня, и на его фоне пучки товара. Пока ехали, почему-то ни разу не увидели возле товара интересующихся клиентов. Даже продавца не видно: зачастую он сидит в палатке или в машине, которая стоит возле точки. За пару поворотов до Ангарского перевала стоит некое подобие магазина под открытым небом.

– Почем лук? – спрашиваем у продавца Натальи.

– 35 и 70.

– Ялтинский, настоящий?

– Конечно, в Малом Маяке выращивается.

– А у вас документы на продукцию и на право торговли есть?

– Конечно, выданы Добровским поссоветом. Только с собой не брали.

Поссовет: мы ничего не разрешали

В юридическом отделе Добровского поссовета отрицают, что давали кому-либо разрешение на розничную торговлю, тем более вдоль трассы.

– Мы уже давно не занимаемся выдачей разрешения на розничную торговлю и законодательно не имеем на это абсолютно никакого права, – рассказали «Газете» в юротделе. – Скорее всего, речь идет о просроченном разрешении.

Мы обратились в горсовет Ялты (возле нее больше всего таких нелегальных торговцев) – быть может, там знают, кто может выдавать разрешения таким реализаторам.
– Мы разрешаем торговать только в специализированных местах, – рассказала корреспонденту «Газеты» Лариса Лантик, зам. начальника отдела торговли Ялтинского горсовета. – Торговать возле трассы запрещено и наказуемо. Если к нам поступает обращение, то мы в сопровождении милиции выезжаем к точке, товар конфискуется, машина, в которой находился продавец, отправляется на штрафстоянку, а милиционеры составляют админпротокол по 160 статье КУоАП («Торговля с рук в неустановленных местах». – Авт.). Потом уже суд решает, что делать с продавцом и товаром.


Согласно строительным нормам Украины, заездной карман – такая же проезжая часть, как и трасса. По правилам дорожного движения, при остановке там необходимо включить аварийные огни и выставить знак. Так что про «торговать» вообще никакой речи даже и не идет. Не так давно корреспондент «Газеты», отправившись по личным делам в Ялту, за Ангарским перевалом увидел торговца, который занял улавливающий тупик. Видимо, мужчина не подумал, что основная задача тупика – принимать грузовики, у которых отказала тормозная система, и в случае чего тормозить фура стала бы об его УАЗ.

ГАИ тоже на тропе войны. Но...

Сотрудники ГАИ тоже борются с придорожными торговцами. В пресс-центре ведомства корреспондент «Газеты» узнал, что гаишники на стихийщиков, которые стоят вдоль дорог, составляют протокол по части 2 статьи 142 Админкодекса Украины – «Нарушение правил содержания участков, прилегающих к автодорогам». Это наказывается штрафом от 340 до 425 гривен. Но ничто не мешает торговцам через час прийти назад, тем более что дело это выгодное. Оптом кило ялтинского лука стоит 20 гривен, а вязанку примерно в 700 граммов продают у дороги уже за 30-35 гривен. С другой стороны, и гаишникам ничто не мешает накладывать штрафы снова и снова, вплоть до полной нерентабельности такого бизнеса! Тем не менее, доехав до Ангарского перевала, жители и гости Крыма могут воочию убедиться: возле поста ГАИ десятка два таких стихийных точек.
 

 Торговцев спасло лишь ограждение

8 апреля на ялтинской трассе авто Toyota Land Cruiser, снеся металлическое ограждение, налетело на придорожную палатку с цветами. На больничные койки попали два жителя села Перевального, которые в ней торговали. Палатка стояла метрах в трех от дороги, что же тогда говорить о заездном кармане или улавливающем тупике? Там на пути несущейся машины не будет металлических оградок: только торговец, товар и покупатели.

На фото: 25 июня. Ангарский перевал. Возле поста ГАИ, в заездном кармане – около 20 торговых точек. Согласно всем правилам, стоять здесь они не имеют права, а гаишники их за это могут штрафовать. Так в чем же дело?