Каждая страна потребляет немыслимое количество электроэнергии, каждую секунду электричество, которое с таким трудом вырабатывается буквально уходит в воздух, землю проходя по линям электропередач, подстанциям и электропроводке домов. Так происходит во всем мире. В типичном населенном пункте годовые потери составляют около 10 %. Но с каждым годом эта цифра уменьшается благодаря современным технологиям. Главный источник энергопотерь – провода. Старые линии электропередач, вообще не имели изоляции, но сейчас провода почти целиком заменены на новые, изолированные.
Самые серьезные инновации произошли на подстанциях. К примеру здание подстанции каркасное, и возводится за месяц и еще 10 месяцев занимает монтаж электрооборудования. Техника тоже новая, трансформаторы значительно уменьшились в размерах. Кроме этого предусмотрена система «горячей» замены трансформаторов. Это нужно для бесперебойной подачи электроэнергии, чтобы не останавливать всю подстанцию ради замены одного трансформатора.
Внутри здания совершенно нет людей да и не предусмотрено по штатному расписанию никакого обслуживающего персонала. Трансформаторами и распределительными блоками управляет автоматика, самостоятельно и абсолютно надежно. Ведь как известно именно человеческий фактор является причиной большинства внештатных ситуаций. За работой автоматики наблюдают издалека, диспетчер видит на экране все показатели каждого блока подстанции и может не только направить ремонтников на устранение проблемы, но и дистанционно отключить сегмент сети и перенаправить ток к потребителю по другому маршруту. Вся информация о работе подстанций сохраняется в базах данных и анализируется, чтобы сбалансировать электрические потоки и уменьшить потери энергии.
Но как бы не обеспечивать эффективность распределительных узлов, потери так же останутся из-за большого расстояния. Этого можно избежать, вырабатывая электричество на месте с помощью дизельных генераторов для дачи или солнечных панелей. Сейчас панели массово ставят на дорогах, они питают желтые сигналы которое оповещают водителя о переходе. Вся это система абсолютно автономна. Она состоит из металлического столба, энергоэффективной светодиодной лампы и солнечной панели. Внизу под землей спрятаны аккумулятор и блок управления, который включает освещение по наступлению ночи. Ученые подсчитали что каждый день в каждый квадратный метр почвы уходит целый киловатт солнечной энергии. Не использовать энергию светила это непозволительной расточительство.