Переговоры президентов Украины и России дают повод для оптимизма
Проходившее 12 июля в Ливадийском дворце заседание межгосударственной комиссии и личные переговоры глав государств Виктора Януковича и Владимира Путина породили множество комментариев с обеих сторон. Общий их смысл: эти переговоры – отправная точка в содержательном диалоге двух государств. И хотя заметных прорывов не произошло (почему – смотрите ниже), важно отметить главный позитив: движение к компромиссу по многим на-правлениям начато.
Атмосфера и исходные позиции
Неправильным будет трактовать встречу президентов как некий обычный дипломатический ход обеих сторон. В конце концов, на внешнеполитические выпады Москвы и Киева мы все уже насмотрелись за последние несколько лет достаточно. Причем все эти перепалки редко когда становились действительно содержательными: доходило иногда просто до оскорбительных заявлений, и обе стороны явно не желали уступать. В результате страдали общие проекты, тормозилась кооперация по многим выгодным направлениям торговли, да и вообще, не наблюдалось политического баланса в отношениях. И здесь говорить, кто прав, а кто нет, бессмысленно. Потому как любое заявление имело скрытый подтекст, а самое главное – соответствовало месту и времени.Более того, поводы для охлаждения давали оба правящих класса.
В итоге к переговорам в Ялте и Украина, и Россия пришли с целым рюкзаком проблем. Это и определение границы в Черном и Азовском морях, и газовый вопрос, и интеграция Украины в различные экономические и политические сообщества. И если проанализировать суть договоренностей, то выходит, что результаты больше ожидаемых.
Пути и комбинации
Собственно, основным вопросом стал газовый. Во всяком случае, именно об этом говорили президенты за закрытыми дверями, этой теме посвятили самые туманные формулировки на своей пресс-конференции. Владимир Путин высказался так: «Мы знаем позицию партнеров, у нас есть вопросы, по которым не договорились, но мы хотим достичь окончательных договоренностей и будем к этому стремиться». Как бы и ничего по сути, но важна интонация: Россия готова к заключению действительных договоренностей. И это уже результат по сути.
А теперь отмотаем пленку чуть назад. Ведь проблема газового вопроса – это наследство времен Юлии Тимошенко. Оценку договору, подписанному экс-премьером, уже дал суд, но не в этом дело. А именно в том, что этот договор до сих пор действует, именно по нему вся Украина поставлена в заведомо невыгодные условия. Например, мы обязаны покупать 52 миллиарда кубометров газа каждый год, при отказе покупать этот объем (минимальный объем для оплаты – более 40 миллиардов кубометров) включаются санкции – 300% штраф от стоимости. В итоге Украина просто поставлена перед фактом – «бери или плати», собственно, это и есть международная формулировка таких вот условий. Зачем мы об этом опять вспоминаем? А затем, чтобы как можно большему количеству людей была понятна атмосфера таких вот переговоров. Одну сторону (российскую) такой договор полностью устраивает, в нем нет ни одного пункта, который бы уязвил Россию и ее бизнес-интересы. А вот наши интересы, причем отражающиеся реально на экономике и будущем страны, как-то здесь не просматриваются.
Владимир Путин, впрочем, выдал и еще один пассаж, который стоит процитировать: «Мы дадим импульс, чтобы они рассматривали все возможные варианты совершенствования отношений в топливно-энергетической сфере, в том числе в газовой». «Они» – это Газпром и «Нафтогаз Украины». То, что государственная и политическая воля для нормализации газового вопросапродемонстрирована – уже позитив. Понятное дело, что за этим последует очередной виток предложений и приглашений в Таможенный союз и в Единое экономическое пространство, но как говорится, важно, чтобы процесс шел, а его результаты должны стать реальным, а не мифическим компромиссом.
Обсудили президенты и эти самые перспективы относительно Таможенного союза. Виктор Янукович заявил, что Украина внимательно изучает все выгоды от участия в этом проекте, но присоединиться к нему в том формате, который предлагает РФ пока не может. И здесь у Украины есть свои аргументы, например, членство в ВТО (а ни Россия, ни Казахстан пока таковыми не являются) и сложная структура экспорта – все же страны Европейского союза занимают в ней практическую равную долю со странами СНГ, а значит, терять европейский рынок для нас просто глупо. Вот поэтому наше руководство и не спешит присоединяться к Таможенному союзу, хотя за это нам обещают именно то, что так нужно украинской экономике, – реальное снижение цены на газ. Чуть ли не до 200 долларов за тысячу кубометров. Но при этом с вступлением в Таможенный союз отдельные решения относительно экономики нам придется принимать на надгосударственном уровне – то есть в согласии с остальными участниками союза. А право голоса и принятия решений в этой структуре зависит от доли участия каждой экономики. И тут-то, сами понимаете, и кроется тот момент, который Украина позволить себе не может ни при каких обстоятельствах: ведь при сравнении экономического потенциала становится очевидно, что решения будут приниматься в Москве. И если Казахстан, например, может с этим согласиться – по географическим в основном моментам, то мы сделать этого не можем. Иначе самостоятельность нашей экономики будет поставлена под сомнение навсегда. И такое положение дел – стратегический выбор для страны и ее руководства.
Владимир Путин, в принципе, зафиксировал в этом смысле важный посыл – никто давить на Украину не будет, такой подход контрпродуктивен. Но предложил изучить все выгоды отпребывания нашей страны в Таможенном союзе. Что, впрочем, украинское руководство и так уже делает.
Берег левый, берег правый
Президенты договорились о принципах демаркации границы в Черном и Азовском морях. За Украиной окончательно закреплен суверенитет острова Тузла, а Россия сохранила за собой «право ключа» на проход военных и торговых судов по Керченскому проливу. «Ключ», впрочем, имеет и Украина, и только наши два государства могут теперь определять политику в этом конкретном торговом и военно-стратегическом пункте. С одной стороны, кому-то может показаться, что данное решение локальное. На самом деле оно имеет значительный смысл для дальнейшего сотрудничества: оба государства признают суверенитет друг друга, но при этом демонстрируют желание совместно решать вопросы, связанные с взаимной выгодой. И результат переговоров относительно границы в море – яркое этому свидетельство.
Думать надо глобально, а действовать локально
В принципе, переговоры на межгосударственном уровне – это большая политика. Ее последствия далеко не всегда очевидны, а результаты не сразу отражаются на благосостоянии простых людей. Вот поэтому, как никогда, важны межрегиональные связи, которые призваны развивать именно руководители регионов обеих стран. Крымская автономия в этом смысле – явный лидер среди областей Украины, потому как уже на протяжении шести лет в Крыму есть стабильная власть, осуществляемая командой Партии регионов. Вот поэтому уже заключены 22 договора о сотрудничестве между АРК и республиками, областями и краями Российской Федерации, а 19 таких же документов станут реальностью уже до конца этого года. И как раз именно такая совместная работа принесла уже увеличение товарооборота на 40% между нашей автономией и Россией. Что это, как не доказательство действительно делового сотрудничества в реальной прикладной плоскости?
А вообще, еще раз обозревая массу комментариев о переговорах в Интернете, хочется отметить, что, когда перед странами и их руководителями стоят глобальные цели, когда диалог должен быть реально конструктивным, а результаты полезными для обеих сторон, ждать быстрых результатов и сенсаций по меньшей мере недальновидно. Виктор Янукович и Владимир Путин засвидетельствовали – Украина и Россия остаются важными стратегическими партнерами. А все, что говорят вокруг, – это всего лишь комментарии.
На фото: 12 июля 2012 года. Ливадийский дворец. Виктор Янукович и Владимир Путин засвидетельствовали – Украина и Россия остаются важными стратегическими партнерами.
Никита Павлюченко
Фото Associated press