Вчера вечером абитуриентам на их персональные страницы начали высылать результаты ВНО-2013. По предварительным данным, в этом году хуже всего сдали украинский и математику, а лучше всего – русский язык
Каждый десятый абитуриент тестирование провалил вообще. Это по официальному мнению Украинского центра оценивания качества образования, «тревожный показатель» того, что в школе дети основные предметы не изучали, а проходили. И хотя в целом тесты успешно решили 90% абитуриентов, общий показатель – на троечку. В чем причина: в бестолковых детях, мудреных тестах или бесталанных учителях, разбиралась «редакция».
На сайте освіта.ua уже появились таблицы с итогами внешнего независимого оценивания, которое в этом году проходило с 3 по 27 июня. В тестировании приняли участие 45 612 абитуриентов, из них 14,5 тысячи в Крыму. В нагромождении процентов и чисел, как говорится, без ста граммов не разберешься, но мы все-таки попробовали. И выяснили, что, например, 20 тысяч абитуриентов из почти 316 тысяч не набрали минимально допустимых 124 баллов по украинскому языку и литературе. Провалил тест каждый десятый, а наивысший балл по «мове» получили только 163 человека из 300 тысяч!
Математику провалили 7,5%, а сдали отлично 157 абитуриентов, то есть всего 0, 04%. По данным УЦОКО, с этим предметом нынешние абитуриенты справились хуже всего, притом что в прошлом году математика была лидерах. С историей отлично справились пятеро из 768 сдающих, а провалил ее и украинский язык, каждый десятый. Напомним: история, математика и украинский язык и литература – обязательные предметы, тестирование по которым необходимо пройти вне зависимости от того, куда собираешься поступать. По другим дисциплинам наши детишечки преуспели следующим образом:
Химия – 200 баллов у 29 абитуриентов, или 0,06%, провалились 10%.
Английский – 200 баллов у 32 ребят (0, 04%), провалились 8,64%.
География – 200 баллов у 34 абитуриентов (0,04%), провалился каждый десятый.
Русский язык – 200 у девяти (0, 16%), 0,08% провалились.
Все четыре обязательные дисциплины во всей Украине на «отлично» сдали только шестеро ребят, на них, по словам директора УЦОКО Ирины Зайцевой, уже «охотятся ректоры», но фамилии дучших (среди них есть и крымчанин) держат в секрете. В целом же выходит, что русский и английский юные украинцы знают лучше, чем государственный, а с точными науками – завал. Так происходит потому что:
Высок соблазн скачать и «скатать»
Методику преподавания в школе анализировать под силу только специалистам, но со стороны можно отметить: последние 15 лет работать в школу идут выпускники вузов, которым не удалось найти работу в других отраслях. Интерактивные методики внедряются медленно, и детям попросту неинтересно. Качество образования в крымском Минобразе с нами не захотели даже обсуждать. На вопрос, как выпускники сдали государственную итоговую аттестацию (выпускные экзамены, иначе говоря), ответили, что итогов не подводили и ожидают результатов ВНО, кои, в свою очередь, «являются конфиденциальными данными и станут известны только в сентябре».
С другой стороны, школьники сейчас любую интересующую информацию могут почерпнуть в Интернете, поэтому сидеть за учебниками и готовить доклады не станут. В Сети же детям предлагают сдать тест, жульничая: например «Вконтакте» есть группа: «ответы по ЗНО-2013», где абитуриентам за 50 гривен, уплаченных через терминал, якобы присылают ответы на тесты. «Ты сможешь списать на ЗНО со своего телефона. Хочешь списать и быть уверенным в своем будущем? Мы поможем тебе! Забудьте про все, что вам говорили экзаменаторы, вам промывают мозги. Более половины студентов, с которыми мы общались, сказали, что списали на ЗНО с телефона или со шпаргалки. Четыре наших агента любой ценой доставят нам задания – они уже зарегистрированы на ЗНО по нужным вам предметам», – написано в рекламе. Далее обещают, что агенты передадут задание «десятерым ботанам» (отличникам. – Авт.), которые его решат и вышлют ответы эсэмэсками. Остается только незаметно пронести телефон на тестирование. Не удивительно, что в этом году 533 абитуриентов (из них 45 в Крыму) выгнали с тестов за использование мобилок и планшетников. Дети учатся списывать, вместо того чтобы выучить предмет, сдать и забыть. А чего греха таить, чаще всего так и происходит. Вы вот помните теорему Виета?
Тесты – это хуже чем экзамены
Они, по словам современных детей и их родителей, написаны так, что очень сложно понять смысл некоторых вопросов:
– Такое впечатление, что их кто-то придумал с бодуна, и этот кто-то думает на африканском: вопросы сформулированы неточно, к к заданному вопросу можно подобрать несколько вариантов ответа, – поделилась с «Газетой» мама одной из абитуриенток Ирина Черная из Севастополя. – Вот, к примеру, дается цитата из произведения украинского автора, и по ней надо определить, кто это произведение написал. Это ж надо все наизусть знать!
Абитуриенты, сдававшие английский, прислали в УЦОКО письмо: «Мы не согласны с некоторыми ответами, они были двусмысленными», – говорится в обращении. В вариантах ответов якобы была редко употребляемая лексика, встречались грамматические ошибки, и даже преподаватели не могли решить тесты «на 200». Ребята просят пересмотреть результаты тестирования. В центре заявили, что «ответы к заданиям приняты предметными комиссиями без замечаний к содержанию тестовых заданий и однозначности ответов на них».
Скверные результаты по украинскому можно объяснить тремя причинами. Во-первых, он обязательный, а русский сдавали по желанию. Во-вторых, для жителей многих областей Украины русский – это язык, на котором они говорят и думают. В третьих, как подметил директор Симферопольского центра оценивания качества образования Юрий Ильин, «тест по украинскому языку и литературе нужно разделить на две части. Потому что филологу нужно хорошо знать и то и другое, а будущему химику достаточно одного языка». Нынешние тесты, по мнению Ильина, должны быть разноуровневыми по сложности.
– Математика для поступления на физмат отличается от математики в медуниверситет. А знание украинской литературы важно только для гуманитариев, – считает он. – Также считаю, что нам необходимо расширять банк тестов, чем больше будущие абитуриенты будут их решать на этапе подготовки к тестированию, тем лучше.