Фотоателье, открывшееся на симферопольской улице Пушкина в 1907-м, до сих пор не изменило своей специализации
На центральных улицах крымской столицы вывески меняются с завидным постоянством: был гастроном – стал ювелирный магазин, была парикмахерская – превратилась в кофейню. Но есть в этом бесконечном круговороте одно заведение, которое остается неизменным уже более ста лет.
Жил в Симферополе до революции купец Иван Романович Семерджиев (на самом деле, его звали Ованес, поскольку он был армянином, но имя переиначили на русский лад). На углу нынешних улиц Пушкина и Карла Маркса он построил трехэтажный дом, верхние этажи которого занимал сам со своей семьей, а нижние сдавал внаем – в основном под магазины. Рядом с домом Семерджиева, на нынешней улице Пушкина, 7, в начале ХХ века появилась небольшое двухэтажное здание, Оно тоже принадлежало Семерджиеву и выстроено было для фотоателье, о чем и гласила рельефная надпись на фронтоне – «ФОТОГРАФIЯ». Надпись эта сохранилась до сих пор, но что еще более удивительно – сохранился профиль заведения.
– Здание фотоателье на улице Пушкина,7 было построено в1907 году, – рассказывает старший научный сотрудник Музея истории города Симферополя Людмила Вьюницкая. – Интересно, что в дореволюционном Симферополе было довольно много фотоателье, но большинство из них размещались в обычных сдаваемых внаем помещениях, в которых с тем же успехом могли разместиться табачная лавка или цветочный магазин. А вот фотоателье на Пушкина находилось в здании, которое изначально строили именно под него.
– Я пришла сюда в 1965 году и сама уже этого не видела, но фотографы, работавшие здесь еще до войны, рассказывали, что раньше в большом зале, предназначенном для фотосъемки, был стеклянный потолок, – говорит Ольга Волкова, фотограф-портретист, работающая в фотоателье на Пушкина почти полвека. – Дело в том, что раньше снимали обязательно при естественном освещении. Только какие-то дополнительные подсветки делали вспышками, а вообще должен был преобладать рассеянный свет. Этот зал выходит на северную сторону, так что свет там как раз и был рассеянным, достаточно постоянным.
Старинная фотография, точнее, сам процесс фотографирования отличался от современного, конечно, не только особенностями использования света.
– У самых первых снимков экспозиция длилась 25 минут. Учитывая, что освещение в основном было естественным и при этом иногда не только крыша, но и стены делались из стекла, а выдержка была очень длительная, то на креслах, в которые садился человек для фотосъемки, были специальные держатели, ухваты. В частности, голову зажимали – иначе чуть человек шевельнется – и фотография не получится, – рассказывает фотограф Леонид Юрчишко. – Кстати, благодаря чрезвычайно длительной выдержке появился такой удивительный эффект: можно было сфотографировать улицу, по которой идут прохожие, а на снимке она получилась бы совершенно безлюдной. Люди или транспорт, если они были в движении, попросту не фиксировались – от них не оставалось даже размытых пятен или полос – вообще ничего.
Ну, а особое качество старинных фотографий (многие современные снимки выцветают так быстро, что выглядят хуже, чем дореволюционные) связано с высоким содержанием серебра, входившего в состав эмульсионного слоя, который наносили на плоские стеклянные пластины. Сейчас серебро в этом процессе уже не применяется, только красители.
Первыми фотографами, работавшими в фотоателье на Пушкина, были мастера Анисим Вознесенский и Константин Князьков. На обороте своих фотографий они указывали, что их творчество отмечено благодарностью Ее Величества Королевы Сербской, Эмира Бухарского и Государя Императора России. Что именно под этим подразумевалось, увы, неизвестно, но Вознесенский и Князьков в любом случае были несомненными мастерами и художниками с большой буквы. Они работали в жанре так называемого кабинет-портрета, и их искусство ценили как простые симферопольцы, так и состоятельные горожане. У Вознесенского и Князькова фотографировался и купец Семерджиев с семьей. Некоторые из этих фотографий сохранились – их не так давно передала в Музей истории Симферополя внучка Ивана Романовича.
В советское время в здании ателье располагалась 2-я Советская фотография и промыслово-кооперативная артель «Рекорд», объединявшая фотографов. Затем, в 1960-х, здесь работали фотографы комбината бытовых услуг. Кстати, их любимым жанром тоже был фотопортрет.
– Вплоть до конца 1980-х здесь в выходной невозможно было пройти, на лестнице (фотоателье раньше занимало два этажа, сейчас – только пару комнат на втором) люди стояли в очереди. Потом появились «мыльницы», чуть ли не в каждом магазине поставили станок для печатания фотографий – и о фотопортрете, к сожалению, почти забыли, – говорит Волкова.
Ей вторит директор Музея истории Симферополя Ирина Вдовиченко:
– Очень жаль, что сейчас фотопортрет уходит в прошлое. Ведь это настоящее искусство. И настоящие мастера, какими были те же Князьков и Вознесенский, умели создавать такие фотопортреты, которые отображали все лучшее, что было в человеке. Мне кажется, нам сейчас это бы очень не помешало – иметь каждому такой свой портрет, глядя на который, хотелось бы стать лучше, добрее, красивее душой.
Автор благодарит за помощь в подготовке материала Музей истории города Симферополя.
На фото: фотоателье на Пушкина, 7.