Первый этап обследования не дал окончательного ответа на вопрос, будет ли затонувшая субмарина поднята на поверхность
Корпус советской подводной лодки «Щ-216» оброс илом и закутался в плотное покрывало рыболовецких тралов, стальных и капроновых тросов, поэтому четко определить, есть ли на борту лодки торпеды, подводная аппаратура не смогла. Останется ли «Щука» на дне или же в Крыму появится уникальная для всего постсоветского пространства субмарина-музей, скажет второй этап обследования, который стартует 15 сентября. Ход работ контролирует лично Анатолий Могилев. Вчера глава Совета министров обсудил текущую ситуацию по «Щуке» с руководством судоподъемного отряда по исследованию подлодки.
В отличие от первого этапа, на котором затонувшее судно обследовали с помощью специальной техники, теперь на дно будут погружаться люди – специалисты-саперы, которые осмотрят лодку на наличие торпед. Позиция руководства Черноморского центра подводных исследований и властей в этом вопросе не изменилась: если на «Щуке» найдут боезапас, поднимать ее не будут, ведь безопасность людей превыше всего. Но украинские и российские моряки надеются на лучшее, хотя предварительный осмотр корпуса лодки оптимизма не прибавил. Повреждения 1-го и 2-го отсеков оказались серьезнее, чем ожидалось. Взрыв немецкой бомбы вызвал детонацию боеприпасов и на борту «Щуки», из-за чего ее носовая часть оказалась чуть ли не оторванной от корпуса. Поэтому даже если судно будут поднимать, нос, вероятно, придется отрезать. Кроме того, характер повреждений и состояние субмарины исключает возможность безопасного проникновения водолазов внутрь 1-го и 2-го отсеков. Над решением этой проблемы сегодня думают специалисты. Еще одна сложность заключается в том, что менее чем в километре от затонувшей подлодки проходит линия газопровода. Но, утверждают моряки-подводники, риск аварии сведен к минимуму: работу экспедиции неусыпно контролируют специалисты «Черноморнефтегаза».
Есть и хорошие новости. Обследование показало, что вокруг «Щуки» нет неразорвавшихся глубинных бомб и якорных мин, а значит, можно поднять на поверхность фрагменты лодки, которые сорвало взрывом или рыбацкими тралами. А поднимать есть что: части легкого корпуса, кормовое орудие, задняя часть боевой рубки, два винта, осколки боевой рубки, носовой якорь. Директор Черноморского центра подводных исследований Сергей Воронов заверил: эти артефакты после необходимой консервации и реставрации в лабораториях обязательно будут выставлены в качестве музейных экспонатов.
Второй этап обследования «Щуки» продлится до начала октября. Если по его итогам военные спецы решат, что судно можно поднимать, украинские и российские ученые разработают соответствующий проект. Но если это и будет, то не раньше весны следующего года.
Анатолий Могилев заверил, что независимо от результатов второго этапа обследования погибшим морякам «Щуки» установят памятник. Скорее всего, в Феодосии, где находилась последняя база затонувшей подлодки. Также глава правительства автономии гарантировал своевременное финансирование проводимых работ.
– Президент Украины поручил принять все необходимые меры для поднятия со дна подводной лодки «Щука». Работа по обследованию судна идет по плану, никаких проблем с финансированием нет. Все понимают важность этого мероприятия. Его осуществление – это наш долг перед героями, которые погибли в годы войны. Кроме того, это серьезный фактор для воспитания нашего подрастающего поколения в духе патриотизма, – убежден Анатолий Могилев.
Родственники 14 погибших подводников уже найдены
Одновременно с обследованием затонувшего судна Республиканский комитет АРК по охране культурного наследия продолжает искать родных и близких погибших моряков. На сегодняшний день найдены родственники 14 из 47 членов экипажа «Щуки», живущие в Украине, России и даже Израиле.
– Мы поддерживаем с ними связь, просим передать нам фотографии и информацию о погибших членах экипажа. Некоторые материалы уже собраны, в перспективе они станут частью музейных экспозиций, – сообщила глава рескомитета Лариса Опанасюк.
На фото: 3 сентября, Совет министров АРК. Директор Черноморского центра подводных исследований Сергей Воронов (слева) и начальник Центра поисковых и аварийно-спасательных работ ВМС Украины Виктор Двухшорстнов обсуждают с Анатолием Могилевым возможности подъема «Щуки» на поверхность.