Всего 10 дней остается до 28 октября, когда украинцы будут избирать депутатов Верховной Рады. О ведении Государственного реестра избирателей «Газете» рассказала руководитель рабочей группы по подготовке к выборам в Крыму, заместитель председателя Совета министров АРК Ольга Удовина.
– Как известно, и в советские времена, и в независимой Украине вопрос качества списков избирателей стоял достаточно остро. Можно ли говорить о том, что на сегодняшний день эта проблема решена?
– Да. Кроме территориальных органов МВД и минюста сведения в Государственный реестр избирателей представляют и сельские, поселковые, городские головы, и командиры воинских частей, дислоцирующихся на соответствующей территории, и начальники пенитенциарных учреждений, и руководители учреждений по учету бездомных граждан. Таким образом, достоверность всех сведений в Реестре документально подтверждается уполномоченными лицами органов государственной власти и местного самоуправления, которые несут за это ответственность, в том числе – за представление неполных или недостоверных сведений. От качества представленных сведений в конечном итоге зависит и качество списков избирателей.
– Но недостатки в работе Реестра все же присутствуют?..
– Конечно. Например, отсутствие электронной базы граждан в органах внутренних дел, где картотека ведется вручную на русском языке, а языком ведения Государственного реестра избирателей является украинский, самым непосредственным образом сказывается на качестве списков. Здесь играет роль человеческий фактор, когда подаются, например, сведения с некорректным переводом данных с русского языка на украинский. А неправильное написание лишь одной буквы, например, в фамилии избирателя, автоматизированная система квалифицирует как двух разных избирателей, создавая так называемые кратные включения. Ежемесячно подобные кратные включения выявляются и изымаются из Реестра. Но иногда невключение избирателя в Реестр происходит и по вине самого избирателя. Нередки случаи, когда выпускники школ, уезжая в другие регионы Украины на учебу, не снимаются с регистрации по месту жительства, поэтому не могут проголосовать по новому месту временного проживания.
– Каковы механизмы осуществления контроля за ведением Государственного реестра избирателей?
– Правом контролировать ведение Реестра обладают политические партии, имеющие свои фракции в действующем созыве Верховной Рады Украины или входящие в состав избирательного блока, сформировавшего свою фракцию в действующем созыве. По письменному обращению партии ЦИК подает представителю партии заверенную цифровой подписью копию базы данных Реестра в разрезе регионов Украины. Партия может использовать предоставленную ей копию только для проверки полноты и достоверности этих данных в соответствии с законодательством Украины. Не позднее чем через два месяца после получения копии базы данных Реестра партия обязана вернуть ее распорядителю Реестра. Если партия этого не сделала, а также если она изготовила или распространила копии предоставленной ей базы данных, в дальнейшем этой партии будет отказано в получении копии базы данных Реестра. Кроме того, лица, виновные в незаконном копировании и распространении персональных данных Реестра, будут привлечены к ответственности согласно действующего законодательства.
– Какими правами здесь обладают сами избиратели?
– Каждый избиратель имеет право получать информацию о том, включен он или другое лицо в Реестр, а также о своих персональных данных, внесенных в Реестр. В Крыму самые активные избирателями по количеству обращений в органы Реестра автономии – лица от 50 до 60 лет, а также старше 80 лет. При этом почти половина обращений касаются проверки персональных данных избирателей. 30% обратившихся пожелали внести изменения в свои персональные данные, а 14% граждан заявили о смене своего избирательного адреса.