Попить, посидеть, согреться, отвлечься – как решали эти вроде бы простые задачи те, кто в воскресенье застрял в вагонах канатной дороги Мисхор – Ай-Петри?
Авария на канатной дороге Мисхор – Ай-Петри, из-за которой в двух вагончиках застряли 76 человек, вчерашняя наша публикайия вызвала большой резонанс, и «редакция» решила вернуться к этой теме. Тем более, что в этой истории за кадром осталось немало вопросов: чем люди могли занять себя, находясь десять часов в воздухе, что они в это время пили и куда, простите, справляли физиологическую нужду. Ведь вагончик в штатной ситуации проходит все расстояние с горы Ай-Петри до средней станции всего 15 минут, это может перенести и ребенок, а вот «зависнуть» в воздухе на такое время без туалета, пищи и питья никто не планировал.
– Ну, в общем-то, 39 человек из нижнего вагончика, которые только отправлялись наверх, на Ай-Петри, и «зависли» на отметке 40 метров над землей, мы вытащили в течение двух часов. То есть у них особого дискомфорта от вынужденного заточения не возникло, – рассказывает «Газете» Артем Енголычев –участник спасательной операции, заместитель начальника пожарно-спасательного участка № 11 (Мисхор). – Тяжелее было людям из верхнего вагончика, которые уже спускались с Ай-Петри, когда они застряли на высоте 140 метров. Там было пять или шесть детей (всего в числе застрявших 76 пассажиров «канатки» было 13 детей. – Ред.), их мы снимали в первую очередь.
Кроме того, пока шла спасательная операция, все это время снизу мы поднимали людям то, что они просили. В вагоне с пассажирами находился сотрудник канатной дороги, и, как положено, у него при себе была рация, по которой он держал постоянную связь с руководством. А другую ему передали мы, чтобы он был на постоянной связи со спасателями. И если что-то требовалось людям, то нам оператор говорил, а мы необходимое поднимали им в кабинку. Например, в нижней кабинке у женщины-гипертоника поднялось давление, но рядом со спасателями находилась бригада «скорой помощи» из Алупки, и мы передали таблетки и воду. А в верхнем вагоне сильно замерзла девочка, мы поднимали туда плед. И всех детей, которые спускались с родителями, мы в первую очередь закутывали пледами. Спасатели перед эвакуацией пассажиров из вагончика поднимались к ним сами через аварийный люк и мы видели, что паники у людей не было, народ общался, рассказывал, кто откуда, в общем шел непринужденный разговор, молодежь вспоминала, в каких фильмах они это все уже видели, родители подбадривали детей. Конечно, помимо психологического стресса, были и бытовые неудобства, ведь в вагончике только четыре сиденья, поэтому люди в основном все это время простояли по периметру кабинки, как их расставил по правилам техники безопасности инструктор. Кроме того, отсутствовал туалет, по этой причине мы в первую очередь эвакуировали детей и женщин, которые на земле сразу устремлялись в кусты. А мужчины могли, отвернувшись, воспользоваться пластиковыми бутылками из-под воды. Самое интересное, что эту ситуацию мы только что отрабатывали на учениях в июне. Именно здесь, на средней станции канатной дороги по легенде из-за возгорания на операторском пульте остановился вагон с пассажирами и мы именно таким же способом эвакуировали людей из него. А в этот раз мы уже работали по сценарию учений. Конечно, жизнь как всегда внесла свои коррективы – темнота, большая высота, сложные условия горно-лесной местности, но все уже позади и это главное!
Спасательный канат во втором вагончике был слишком коротким
Эвакуацию пассажиров облегчило то, что в каждом вагоне есть аварийный люк в полу и оборудование для аварийного спуска людей на канате. Как и писала вчера «редакция», в первый вагон спасатель поднялся по этому канату: его спустил работник канатной дороги, который обязательно едет вместе с пассажирами. А вот высота, на которой висел второй вагон, была слишком большой: когда канат сбросили оттуда, оказалось, что он короче необходимого. Спасателю пришлось забираться на сосну, ловить болтающийся конец каната, наращивать его до нужной длины – и только после этого удалось начать эвакуацию.