«редакция» говорила с Ринатом Бекташевым - режиссером крымскотатарского театра - о его многогранном таланте, а еще о предпочтениях зрителей и готовящейся премьере
Ринат Бекташев, заслуженный деятель искусств Украины, работает режиссером- постановщиком Крымскотатарского академического музыкально-драматического театра с 1991 года. Здесь он поставил около 40 спектаклей различных жанров. В свободное время сочиняет стихи, любит хорошее кино и с удовольствием смотрит мультфильмы (особенно в 3D), рисует на компьютерном планшете. Старается пользоваться современными гаджетами - чтобы говорить со своими взрослыми сыновьями на их языке. С Ринатом мы встретились после репетиции «Бунта в гареме» - пьесы, которую он сам же и написал.
Ринат, расскажите о новом спектакле.
- Это фантастическая комедия, премьера которой состоится месяца через полтора. Думаю, женщины будут рады - ведь пьеса в первую очередь для них. Если коротко о сюжете: муж высказал жене за то, что она не приготовила ему ужин, и посетовал, мол, вот был бы я в гареме... Его желание исполнилось. Он попал в гарем, где еще семь жен, и каждая - со своими особенностями.
Со своим героем себя никак не сопоставляете?
- Нееее. Хотя. Ха-ха! Любой мужчина мечтает, чтобы у него был гарем, но я ж понимаю, что гарем - это большие проблемы. У меня, слава богу, прекрасная семья, замечательная жена - а женаты мы 24 года, дети.
...которые пошли по вашим стопам?
- Старший мечтал (сыновьям Рината 22 года и 17 лет. - Авт.), но я отговорил. Сказал: если хочешь, чтобы твоя профессия была самой зависимой на свете - иди в режиссеры. Ведь режиссер отвечает за все, начиная с работы монтировщика и заканчивая работой звуковика. Кто-то что-то забудет, не включит, не подаст - все наперекосяк пойдет. Я уже не говорю о других казусах, связанных с постановкой. Всегда хочется, чтобы созданное тобой полотно застыло, а не растекалось.
А почему вы сами пьесы пишете, драматургам не доверяете?
- Выхода нет. Нам нужно ставить что-то связанное с нашим народом. Да и в принципе предназначение нашего театра - сохранять самобытную культуру крымских татар. Люди охотнее идут на спектакли, если знают: это их родное. Собственных пьес я поставил здесь, наверное, пять. Очень рад, что у меня получилось написать поэму «Арслан ве Мелек» («Лев и ангел») - это история о любви. Причем я не поэт, не драматург, и если профессионал прочитает мои сочинения, может сказать, мол, какая ерунда. Однако, на мой взгляд, в этой пьесе есть образы - а это важно.
В 2011-м вы ездили в Омск ставить «Ромео и Джульетту.» (целый месяц Ринат работал с артистами Омского государственного драматического «Пятого театра», которые сами предложили ему сотрудничество, приехав на театральный фестиваль в Крым и узнав, что этот спектакль он успешно поставил в Севастополе, в драматическом театре Черноморского флота РФ им. Лавренева. - Авт.)... В чем плюсы сотрудничества с другими театрами?
- Омск - миллионный город, где десять театров, поэтому поставить там спектакль, который по-прежнему идет с аншлагами, - наверное, многое значит. На самом деле, это классно - когда куда-то выезжаешь, работаешь с другой труппой, там, где другое восприятие искусства, другой воздух. Это проверка себя, насколько ты можешь повести за собой незнакомый коллектив, сделать удачную работу, которую потом положительно оценят зрители. Также в Омске я поставил спектакль «Кармен» - ему около года. Тоже, говорят, собирает полные залы.
В создании спектакля вы нередко берете на себя и функции художника...
- Мне повезло, что я умею рисовать. Я вообще думал, что буду работать в текстильной промышленности художником по тканям. После школы попал на текстильный комбинат. И стал постигать эту профессию, что успел за год работы, мой рисунок получил знак Н («Новинка») - это большое достижение даже для тех, кто давно в этой отрасли, что уж говорить о вчерашнем школьнике... Но все же я ушел в театр - так на меня повлияло знакомство с заслуженной артисткой РСФСР Ниной Ульяновной Алисовой, которая играла в фильме «Бесприданница» Якова Протазанова (1936 год. - Авт.). Художественные способности мне очень помогают: например, спектакли «Аслыхан» (это имя главной героини) и «Ромео и Джульетта» я полностью нарисовал. Да мне и проще самому: когда мысленно видишь и костюмы, и декорации, все получается, как хочешь. Не приходиться объяснять...
За последние годы что-то в сценографии поменялось?
- Сейчас многие театры в основном оснащены хорошим светом и хорошей, удобной сценой. Ни того, ни другого у нас, к сожалению, нет. Поэтому всегда ломаешь голову: как, допустим, опустить двухметровую луну, когда технически это невозможно, чтобы она вдруг зажглась на пустой сцене... Но это в какой-то степени неплохо: если все есть и не надо долго думать, мозги от жира заплывают (смеется).
Всегда стараешься сделать красочно, празднично. Хотя, скажем, в «Аслыхан» у меня только черный кабинет, одна колыбель, четыре палки, на которых две белых ткани - они тебе и дом, и экран, и прочие атрибуты. Зато 50% успеха «Аслыхан» - безумно красивая музыка театрального композитора Ризы Бекирова.
Мы вообще стараемся избегать грандиозных декораций (тем более они и по деньгам дорого обходятся), все должно быть компактное, мобильное: быстренько свернул, в коробку сложил - и на гастроли или на фестивали за границу, куда нас часто зовут.
Какие жанры зрителю больше по душе?
- К сожалению, сегодня публика не хочет думать, плакать, а хочет больше развлекательного. Поэтому почти все театры мира ставят мюзиклы, комедии - то, что не угнетает. Последняя моя постановка - оперетта «Аршин мал алан» («Продавец тканей», премьера состоялась в апреле 2013-го. - Авт.) по произведению азербайджанского писателя Узеира Гад- жибекова, с прекрасной музыкой, абсолютно наивным и не напрягающим сюжетом. При этом публика к нам ходит и русскоязычная: не зная крымскотатарского языка, она легко понимает сюжет.
У нас тут особая энергетика. Большой молодец - Билял Шевкетович (Билял Билялов, директор и художественный руководитель театра. - Авт.), держит театр на плаву. Наша труппа - достаточно молодая, устоявшаяся и, к тому же, универсальная. Когда мы ездили в оперный театр Анкары с «Дубаралы той», турецкие артисты были поражены тем, как у нас один человек может быть и драматическим актером, и танцором, и певцом. У них это три разных человека.
Ваша реакция, когда на сцену выносят проблемы сексуального характера?
- Я не люблю пошлость, мне это не понятно. И это не те проблемы, которые нужно выносить на сцену. Кому интересно, тот залезет в Интернет и найдет все, что захочет. В культуре крымских татар не принято выставлять чувства и отношения напоказ.
А как относитесь к комплиментам и критике?
- Лучший комплимент - когда зритель выходит из театра улыбающийся и говорит, что его задело. Хотя реакцию публики я могу видеть и во время спектакля: на премьерах обычно иду наверх в освети- тельскую и оттуда слежу и за сценой, и за реакцией зала.
Что мечтаете поставить?
- Я бы, если смог, поставил многие пьесы Шекспира, очень его люблю. Вечные темы и гимн большой любви и дружбе - это ведь так молодежно. А вообще я, наверное, фаталист: что у меня в жизни предначертано, то и сбудется, что мне суждено поставить - то поставлю. Знаете, фильм «Ромео и Джульетта» я впервые посмотрел в 8 классе, а потом, позднее, еще с десяток раз. Мог ли я тогда думать, что когда-нибудь сам поставлю это произведение?!
Кристина Безумнова. Фото Светланы Борисовской.
на фото: 9 января, Крымскотатарский академический музыкально-драматический театр. Режиссер Ринат Бекташев после репетиции своего нового спектакля «Бунт в гареме».