Этот тезис стал ключевым в работе круглого стола «Конституционно-правовой статус Автономной Республики Крым»
Страна переживает сегодня этап новой реформы Конституции. И это вынуждено ситуацией. Правовой хаос предыдущих нескольких лет, непродуманность и конфликтность конституционной реформы 2004 года привели к необходимости выработки новых, взвешенных и продуманных решений. Именно этим продиктована инициатива Президента Украины Виктора Януковича о созыве Конституционной ассамблеи во главе с первым президентом Леонидом Кравчуком. Однако конституционный строй невозможен без осуществления власти на местах. Этому и был посвящен круглый стол в Совете министров АРК, в работе которого приняли участие руководители исполнительной и представительной власти автономии, ведущие специалисты в областях государственного строительства и конституционного законодательства из академических учреждений и вузов Украины и Крыма.
Восстановление автономного статуса Крыма в 1991 году, распад СССР и образование Украины как независимого государства сделало необходимым выстраивание новой системы взаимоотношений центра страны и ее территориальных образований. И Крыму в этой системе самой судьбой было уготовано особое положение.
Так сложилось – и это вина безответственной политики ряда лиц и партий – что в 90-е годы полномочия Крыма не раз подвергались сомнению и ревизии. Крымчане сами учились демократии, а потому достаточно быстро сумели разобраться, что здесь хорошо, а что плохо. Поэтому и не прижился на полуострове сепаратизм.
Фундаментом во взаимоотношениях с органами центральной власти стала Конституция АРК 1998 года. Этот документ стоит назвать сбалансированным. Начало нового конституционного процесса в рамках работы Конституционной ассамблеи дало импульс для обсуждения перспектив: как уже в новой конституции Украины будут учтены и согласованы особенности Крыма, как автономной республики в составе Украины?
В ходе работы круглого стола председатель Совета министров АРК Анатолий Могилев так охарактеризовал сегодняшнюю ситуацию в контексте конституционных полномочий Крыма: «Большинство жителей автономии считают себя патриотами Крыма, и для нас автономный статус важен. Поэтому при подготовке изменений в Конституцию Украины мнение крымчан и особый статус Крыма необходимо учитывать». Очевидно, что этот тезис прозвучал, так как предыдущие власти в Киеве демонстрировали, что не хотят замечать автономного статуса Крыма. Только за последние два с половиной года, при новых властях в Киеве, правительству Крыма удалось наладить внятное, а главное – равноправное сотрудничество с центральными органами. Доказательство тому и начало масштабных инвестиционных проектов в нескольких районах автономии, и создание специальной комиссии по вопросам развития Крыма в парламенте страны, и выделение бюджетных средств в достаточном объеме и в срок. Уже сегодня можно говорить, что власть в Киеве рассматривает Крым как реальный приоритетный регион развития, который может выйти в лидеры инвестиций и инноваций в стране и Черноморском макрорегионе. И закрепление специального статуса Крыма в новой Конституции и законах Украины – важный шаг к гарантиям непрерывности этого развития.
Механизмом этой работы, по словам Анатолия Могилева, должен стать специализированный орган: «В ближайшей перспективе необходимо создать рабочую группу, которая проанализировала бы действующее законодательство и могла подавать предложения в Конституцию Украины в части полномочий Крыма. Наша задача – вынести на рассмотрение Конституционной ассамблеи то, какими мы видим взаимоотношения Крыма с центральными органами власти, и сделать систему управления более логичной и понятной».
Прежде всего, речь идет о законодательном обеспечении создания привлекательного инвестиционного климата, возможности властей автономии самостоятельно определять перспективные направления развития. Собственно, примеры экономических достижений Турции, Грузии за последние десять лет объясняются не в последнюю очередь перераспределением полномочий. Это понятный и прозрачный механизм, без которого экономический рост и социальная стабильность в современном мире невозможны.
Кроме объема полномочий важны и механизмы ответственности за их реализацию, и это также было отмечено Анатолием Могилевым: «Президент Украины Виктор Янукович является сторонником усиления местного самоуправления. Принцип децентрализации власти и усиления полномочий регионов необходимо реализовать и постоянно поддерживать. От того, как мы будем работать на местах, зависит ситуация в государстве в целом».
Такие заявления и настроения можно охарактеризовать как стратегические. В этом деле важно не сойти с намеченного пути, а еще – суметь организовать сотрудничество так, чтобы оно дало продуктивный результат.
На фото: заседание круглого стола в Совете министров Крыма было посвящено конституционно-правовому статусу автономии.