«редакция» узнавала, можно ли, ужесточив закон о защите чувств верующих, поднять моральные принципы, и нуждается ли в этом церковь
Не успели мы как следует вновь научиться читать молитвы и соблюдать посты, на наши чувства верующих людей стали посягать все кому не лень. И действительно, не лень же было скандалисткам из «Пуси Райт» выставлять себя на всеобщее посмешище. Или украинским «Феминсам» бегать нагишом по собору Парижской Богоматери в связи с отречением от престола Папы Римского. Можно согласиться с утверждением, что мотивировка у хулиганствующих дам далека от идейного осквернения церкви, но факт, как говорится, налицо. Явление существует, на него нужно реагировать. Россия отреагировала. Недавно там приняли ужесточающие ответственность поправки к закону о защите чувств верующих. А Украина?
По хулителям – рублем!
Оказывается, в Украине закон более суров к преступникам, покусившимся на чувства верующих, чем в стране-соседке. В России после долгих дебатов только ввели срок уголовного наказания до трех лет тюрьмы, подняв планку ответственности с трех месяцев, а у нас уже давно за подобное преступление можно оказаться за решеткой на целых восемь лет. Правда, прецедентов, связанных с таким судебным решением, в отечественной практике не наблюдается.
Зато по российским богохульникам жестче бьют рублем. Сейчас, благодаря поправкам к ст. 148 УК РФ, оскорбителей чувств верующих решили карать 500 тысячами рублей (порядка 125 тысяч гривен), преумножив штраф в 100 раз. В Украине максимальное денежное наказание – до 17 тысяч гривен. Может быть, новые суммы штрафа введены в качестве терапии для пополнения российского бюджета? Ведь, как известно, суровость наказания прямого воздействия на преступную кривую не имеет. Главный фактор – общее состояние общества и те моральные принципы, которые исповедуются в массе. Хотя, к примеру, те же «Пуси Райт» появились в прошлом году не в Украине или Казахстане, а именно в России.
– Те или иные движения возникают вне зависимости от законодательства, – считает юрист Крымской епархии протоиерей Иоанн Пристинский. – «Пуси Райт» были осуждены по статье «хулиганство», она и у нас есть, ст. 296 УК, там тоже есть ответственность и не маленькая. Но, на мой взгляд, речь идет о сознательном выступлении против церкви, хотя все участницы группы говорят, что не хотели ее оскорбить. А получилось так, как получилось.
Три главные «поющие» панк-богохульницы получили по два года тюрьмы, но если бы к ним инкриминировали «оскорбление чувств верующих», наказание было бы менее жестким. Общество тогда разделилось на два лагеря, пытаясь решить, стоило ли скандалисток так жестко наказывать. Прошлым летом акции в поддержку подсудимых прошли в более 50 городах по всему миру, включая Белград, Софию, Берлин, Лондон, Барселону. А наши протестующие девы из «Феминс» в Киеве спилили поклонный крест над Майданом Незалежности в знак солидарности с «Пуси Райт». Понятное дело, на приговор эта акция не повлияла, зато «феминистки» почему-то остались безнаказанными. Вернее, милиция возбудила уголовное дело, но никого не задержала.
А петь на кресте можно?
На самом деле, определить, какие деяния оскорбляют чувства верующих, а какие нет, довольно непросто. Вопрос тонкий, можно даже сказать, философский. При этом, с непосредственными хулителями Бога, вслух выражающими свои мысли, все ясно: по Библии это один из самых тяжких грехов, за который (по закону Моисееву) расплата в виде смерти, точнее «побитие каменьями». А вот как оценивать менее откровенные действия?
Не случайно и россияне, задумавшись о том, как в законе отделить зерна от плевел, попытались более подробно представить формулировку ст. 148 УК РФ, которая определяет вину за оскорбление религиозных чувств верующих. Появилась фраза об ответственности «за публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу», внесено уточнение о местах, «специально предназначенных для отправления богослужения, других религиозных обрядов и церемоний», где нельзя безобразничать…
Но даже эти уточнения не могут пролить свет на понятие «религиозное чувство» граждан. Скажем, ношение церковной атрибутики. Уже давно распространилась мода на всевозможные кресты с распятием в качестве украшений и при довольно сомнительном соседстве. Кроме того, кресты широко используют в шоу-бизнесе. Далеко ходить не надо. Все еще популярная певица Мадонна (своим псевдонимом уже покушающаяся на чувства верующих) во время исполнения песни «Live To Tell» («Живу, чтобы поведать») появляется как бы распятой на большом кресте. В Ватикане уже высказались по этому поводу, а иерархи русской православной церкви открыто назвали номер богохульством, однако во многих странах он проходит на ура.
От разрушения могил до кражи кабеля
Инцидент в храме Христа Спасителя в Москве активизировал правовую деятельность российских депутатов в защиту интересов верующих. Госдума приняла поправки к закону несколько дней назад, 14 июня. Отец Александр Якушечкин, секретарь Симферопольской и Крымской епархии, приветствует эту инициативу.
– Мы поддерживаем это. Защита чувств верующих касается и защиты культуры, ее духовных основ. Что касается Крыма, мне кажется, что верующие у нас не ощущают на себе каких-либо притеснений. Может быть, это связано с тем, что в Крыму впервые на постсоветском пространстве, в 1992 году, был организован Межконфессиональный совет. Но мы не должны забывать, что у нас имеет место осквернение храмов, культовых мест, святынь.
И все же, каких-либо крупных крымских преступлений на религиозной почве припомнить сложно. Да, в прошлом году на евпаторийском кладбище разрушили 70 могил, но насколько это имеет прямое отношение к чувствам верующих, вопрос сложный. Он и в принципе непростой, может быть, поэтому статья 116-я УК Украины (нарушение равноправия граждан в зависимости от их расовой, национальной принадлежности или религиозных убеждений) практически не задействована. Но юрист епархии без работы не сидит (кроме того, он преподает в юридической академии и несет службу в Свято-Троицком соборе).
– Уголовных дел не так и много, есть другие дела – гражданско-правового, имущественного характера, земельные вопросы, но и их тоже немного, – рассказывает отец Иоанн. – Позиция владыки как правящего архиерея такова: все вопросы, даже правовые, решать мирным путем. В Евангелие есть заповедь: «Блаженны миротворцы». Тем более, если человек раскаивается.
Буквально в день, когда отец Иоанн давал интервью, ему пришлось побывать в суде. Но и здесь ничего сенсационного не оказалось.
– Была совершена кража на территории Александро-Невского собора, украли 30 метров кабеля, – рассказал юрист. – Милиция сразу его задержала, человек раскаялся, и по новому УПК было заключено соглашение о примирении сторон. Все было возвращено, епархия никаких претензий не имеет. Суд должен назначить самое минимальное наказание.
А протоиерей Александр Якушечкин уверен, что главная закавыка не в формулировках законов, а в их выполнении. И сейчас, в частности, видит определенную проблему в другой ситуации.
– К примеру, есть закон о защите морали и нравственности. Если этот закон выполнять, то никаких реклам топлес-баров с иллюстрацией дам, которые там работают, не должно быть, они просто неприемлемы на центральных улицах города, на проезжей части. Мне уже верующие жаловались, что очень трудно объяснять ребенку, что такое топлес-бар и почему тетя на плакате не совсем одета.
Говоря о чувствах верующих, Александр Якушечкин напомнил, что настоящее преступление против церкви было совершено советской властью. «И никто не покаялся», – с сожалением резюмировал он. На наших глазах теперь проходит обратный процесс: камни летят в неверующих. Атеизм, ставший на 70 лет советской религией, теперь на себе испытывает, как это, быть не в фаворе. А если серьезно, вера – высокое чувство, но дело сугубо личное, в том числе и на кого молиться. Помните, как у Окуджавы: «Мне нужно на кого-нибудь молиться…» И дальше тоже хорошо: «Поверите, простому муравью, вдруг захотелось в ноженьки валиться, поверить в очарованность свою».
Алена Попова
Аз воздам
Протоиерей Георгий Коваленко, председатель Синодального информационно-просветительского отдела Украинской православной церкви, о законе, принятом Госдумой РФ:
– Религию, церковь, верующих и наши религиозные чувства защищает Бог. А «Бог поругаем не бывает». Более того, Он сам говорит – «Мне отмщение, Аз воздам». Поэтому, церковь и верующие в таком законе не нуждаются и не должны надеяться на государственную защиту. Но, с другой стороны, верующие и неверующие – это граждане государства, и именно государство принимает законы, устанавливает правила, а затем следит за их исполнением.
Что касается необходимости подобного закона в Украине, мне кажется, у нас есть Конституция, которая гарантирует свободу совести, есть «Закон о свободе совести и религиозных организациях», есть «Закон о защите общественной морали» (аналога которого, кстати, нет в России) и этого на сегодняшний день достаточно. (pravmir.ru).
Египетские богохульники
Египетский суд 16 июня приговорил мусульманского проповедника Ахмеда Мохамеда Махмуда к 11 годам тюрьмы за сожжение Библии. Его признали виновным в богохульстве. Ахмед Мохамед Махмуд, владелец религиозного телеканала, сжег Библию у стен американского посольства в сентябре 2012 года в знак протеста против оскорбления ислама.