Проверка показала: хозяева прогулочных катеров катают людей, не имея на это прав и нарушая правила
После аварии 4 августа, когда в Судаке быстроходный катер врезался в теплоход «Черноморец», убив одного и уложив на больничную койку 11 туристов, Государственная инспекция Украины по безопасности на морском и речном транспорте посмотрела, как в Крыму соблюдаются правила эксплуатации маломерных судов. Проверив 433 маломерных плавательных средства, комиссия запретила использовать 62 из них и еще почти сотне предписала устранить выявленные недостатки. «редакция» выяснила, что чаще всего нарушали капитаны маломерных плавсредств и какие вообще правила для них существуют.
Судак, обеденное время. Местный пляж, возле которого в начале августа столкнулись суда, тих и безмятежен. На песке лежат курортники, у кромки воды, повизгивая, плещется голопопая малышня, а чуть поодаль рассекают кролем и брассом взрослые. Эту почти идиллическую сцену нарушают разве что вопли зазывал, приглашающих покататься на катере, и сами катера, норовящие пришвартоваться на голове какого-нибудь купальщика. Возникает ощущение, что на водных дорогах творится хаос еще больший, чем на асфальтированных. По крайней мере, автомобилиста, заехавшего на пешеходную часть, ловят вездесущие гаишники. А что же на воде? Контролирует ли кто-то это броуновское движение катеров, гидроциклов и «бананов»?
Как сообщили нам в Рескомитете по транспорту и связи, контролирует. Называется это ведомство Государственной инспекцией по судоходному надзору. Инспекторы ведут учет маломерных плавсредств (судно вместимостью менее 12 человек), следят за тем, как они хранятся, и раз в год проверяют условия их содержания. Видели вы когда-нибудь пустыри, где возле деревянных причалов стоят катера, а за большим забором лениво гавкает большая собака? Вот это и есть база-стоянка. Согласно Правилам использования маломерных судов на водных объектах Автономной Республики Крым, чтобы пользоваться катером или моторной лодкой, владелец обязан зарегистрировать ее здесь, получить спецномер и приписку. Отсутствие спасательных средств и талонов о техническом обслуживании оказалось одним из наиболее частых нарушений. Это при том, что. по правилам, капитан даже на воду свою посудину не имеет право спустить без разрешения администрации базы-стоянки. А разрешение ему дадут после того, как он обследуется у здешнего медика и предъявит права. Да-да, права, как автомобилист. Только получить их, по словам пресс-секретаря Республиканского комитета по транспорту и связи Зеры Эмирсуин, легче и быстрее. Для этого надо пройти медкомисиию и инструктаж на базе, где обучат азам навигации. Если водитель катера хочет заниматься частным извозом, ему еще следует зарегистрироваться как частному предпринимателю.
По логике, море теперь должны рассекать только вменяемые, специально обученные граждане. Но на волнах, как и на дороге,встречаются те, кто катается на развалюхе, купив права «за сало».
Обязанности гаишников на воде призваны исполнять администрация причалов, инспекция по судоходному надзору, местные власти и даже пограничники. Осмотреть судно, проверить на адекватность капитана и изучить его документы должны еще на стоянке. Работник причала сверяет, сколько пассажиров может быть на судне по документам, сколько их там фактически, и не пускает на борт ни единого лишнего. Но, как показывает практика (и результаты проверки комиссии) самое частое и опасное нарушение – именно перегрузка судна пассажирами. По словам очевидцев, капитан катера, врезавшегося в «Черноморец», садил в свое суденышко людей вдвое больше дозволенного.
Пересчитывает пассажиров во время посадки на борт тот, кто «обилечивает», и ему безопасность людей «до якоря». А капитану судна до того же места безопасность купающихся – желая продемонстрировать все прелести водной прогулки, водители катеров и гидроциклов заходят в акваторию, где плавают курортники. За тем, чтобы он так не поступал, должны смотреть «соответствующие местные органы власти, которые приказом назначают должностные лица. ответственные за безопасность мореплавания на территории определенной административной территории». Завидев на пляже капитана-«шумахера», смело можете обращаться с жалобой на базу-стоянку или в горисполком: катера и квадроциклы не имеют права подходить к территории, где купаются люди, ближе чем на 50 метров, и нарушителя должны наказать, лишив его лицензии и плавсредства. А если он кого-нибудь еще и поранил, на капитана заведут уголовное дело.
По результатам нынешней проверки комиссия решила обратиться в правительство Крыма и местные органы власти, чтобы последние обеспечили безопасность пирсов и провели их сертификацию. Кроме того, по словам главы комиссии Николая Северина, будет серьезно поставлен вопрос катания на скутерах и «бананах» – эту забаву хотят запретить в местах, где купаются люди. Катать будут подальше, в буферной зоне, а капитаны «бананов» должны будут возить своих клиентов к месту катания на весельной лодке.
Кстати
«Документы? Не, не слышали»
На пляжах Ялты к услугам отдыхающих – целый наемный флот. Выйти в море можно на скутере, гидроцикле, «банане», катамаране и катере. Можно даже яхту арендовать. Вот только если спросить у кого-то из прокатчиков документы, загорелые парни вас просто не расслышат. Мы пробовали. Задать вопрос администрации пляжа тоже не получилось: руководства на месте не было, а подчиненные не знали, когда оно появится и как ему позвонить. Как не знали, есть ли разрешительные документы у прокатчиков плавсредств.
На фото: 13 августа. Катание на катере предлагают прямо в центре прогулочной набережной Ялты. Вся база-стоянка – картонная коробка.
Фото Ларисы Меркушевой