Коробка переключения передач (КПП) есть в каждом автомобиле. Ее задача — передавать, а затем передавать крутящий момент от двигателя на колесную базу и отдавать необходимую мощность на приводы вспомогательных устройств и агрегатов машины. Использование КПП обеспечивает стабильную скорость передвижения авто и тягу. Также КПП позволяет разделить ведущие колеса и коленчатый вал, обеспечивая машине холостой ход. Рассмотрим основные виды КПП с их нюансами, сильными и слабыми сторонами.
Виды коробок передач
Сегодня выделяют 4 типа коробок:
- Механическая.
- Автомат.
- Роботизированная.
- Вариатор.
Разберемся с ними подробнее.
Механическая (МКПП)
В качестве примера рассмотрим коробку УАЗ. Конструктивно она включает набор шестеренок, а изменение передаточного числа выполняется за счет переключения рычага и перемещения шестерней в определенные зацепления. «Механика» может иметь разное число ступеней. Самый популярный вариант — 5-ступка. Существуют 2-вальные и 3-вальные МКПП. Первый тип устанавливается на машинах с передним приводом, а второй — на транспортные средства и с задним, и с передним приводом.
Преимущества:
- простота конструкции;
- лучшая управляемость машиной на бездорожье;
- дешевизна обслуживания и ремонта.
Недостатки:
- неудобство использования при езде по городу
Кстати, если говорить о том же УАЗе, то приобрести запчасти для него коробки можно на сайте uazist.com.ua.
Автомат (АКПП)
В отличие от «механики» автоматическая коробка работает по другому принципу:
- «Сердце» этой конструкции — преобразователь (например, гидравлический) крутящего момента, состоящий из турбины, статора и насосного оборудования. Все элементы преобразователя расположены в едином корпусе, в которой залито специальное масло.
- Когда запускается насос, внутри корпуса создается поток масла, вращающий статор, который приводит в движение турбину. Таким образом крутящий момент мотора передается на колеса.
Преимущества:
- комфортность применения;
- переключать передачи можно даже на полной мощности мотора;
- максимальная плавность ходе при понижении/повышении передачи;
- автозащита мотора при неправильной передаче.
Недостатки:
Роботизированная (робот)
Новое поколение коробок — устройства на базе классической «механики». Повышение и понижение передачи в таких коробках осуществляется с помощью сервоприводов, нажимающие на сцепление. Управляются они электроникой машины. Принцип работы робота такой:
- Во время движения автомобиля крутящий момент передается по 1-му сцеплению (диск этого сцепления находится в сжатом состоянии), а диск 2-го сцепления разжат.
- Внутри КПП уже «формируется» следующая передача и, когда приходит время ее включения, 1-ый диск разжимается.
Роботизированные КПП могут иметь мокрое сцепления (используются на машинах с мощными моторами от 350 Нм) или сухое (применяются на авто с мощностью мотора до 350 Нм).
Преимущества:
- плавность при переключении;
- повышенный КПД;
- экономия бензина;
- можно настроить «под себя».
Недостатки:
- низкая надежность;
- высокая цена как самого устройства, так и его ремонта, обслуживания;
- чувствительность к серьезному бездорожью.
Вариативная (вариатор)
Вариативная коробка не имеет ступеней. А состоит она из гидротрансформатора и 2-х шкивов, которые соединены ремнем. Этот ремень отличается сечением трапецеидальной формы. Работает вариатор так:
- Половинки ведомого шкива выдвигают ремень вперед.
- Радиус шкива, по которому функционирует ремень, увеличивается.
- Как следствие — увеличивается передаточное число.
Если нужно понизить передачу, ведущий шкив раздвигается и ремень возвращается на меньший рабочий радиус.
Преимущества:
- плавность хода при понижении/повышении передачи;
- экономичность в плане расхода бензина;
- повышенная динамика.
Недостатки:
- не применяются на высокомощных моторах;
- недешевое обслуживание;
- низкий комфорт езды по бездорожью.
Невозможно ответить, какую именно коробку стоит считать лучшей. Ведь все они отличаются друг от друга как конструктивно, так и плане работы. Все зависит от целей использования машины.